ѕоиск
ƒополнительное меню

Ќовости »“-бизнеса дл€ ѕрофессионалов

12 декабр€ : вторник

»нтервью

 урсы

USD ÷Ѕ –‘ 12/12 59.2348 -0.06
EUR ÷Ѕ –‘ 12/12 69.8023 -0.13
EUR/USD 12/12 1.1784 -0.001

»нтернет-торговцы требуют сделать "„ерную п€тницу" общим досто€нием

12.01.2017 12:18

‘едеральна€ антимонопольна€ служба (‘ј—) рассмотрит конфликт вокруг бренда Black Friday («„ерна€ п€тница»), который используетс€ в дни онлайн-распродаж. —лужба возбудила дело о нарушении антимонопольного законодательства, в котором фигурируют јссоциаци€ компаний интернет-торговли (ј »“) и правообладатель товарного знака — общество «Ѕлэк ‘райдэй». Ўансы последнего лишитьс€ прав на свою интеллектуальную собственность довольно высоки, считают юристы.

¬ конце прошлого года, 29 декабр€ 2016-го, ‘ј— возбудила дело о нарушении антимонопольного законодательства по за€влению крупнейших интернет-торговцев, вход€щих в ј »“. ќнлайн-торговцы уверены, что словосочетание Black Friday («„ерна€ п€тница») не может принадлежать в качестве товарного знака единственному владельцу. ¬ –оссии юридически обладателем бренда €вл€етс€ общество «Ѕлэк ‘райдэй», которое зафиксировало свои права на знак в –оспатенте в 2016 году.  ак следует из документов ‘ј— (есть в распор€жении «»звестий»), рассмотрение дела назначено на 2 феврал€.

”частники конфликта провод€т но€брьские распродажи на разных интернет-площадках, однако в имени сайтов есть словосочетание black friday. —ами же акции называютс€ по-разному: у ј »“ — «Ќасто€ща€ черна€ п€тница», у «Ѕлэк ‘райдэй» — Black Friday.

«а€вку по 35 классам международной классификации товаров и услуг, поданную «Ѕлэк ‘райдэй» в но€бре 2013 года, –оспатент зарегистрировал в конце €нвар€ 2016 года. ”же в окт€бре правообладатель товарного знака предъ€вил претензию владельцу альтернативной онлайн-площадки, техническим оператором которой €вл€етс€ компани€ «Ёксперт “аун», основанна€ президентом ј »“ јлексеем ‘едоровым.

 ак по€снили «»звести€м» представители ј »“, в окт€бре ассоциаци€ еще не провела ни одной «Ќасто€щей черной п€тницы», а только готовилась к ней — был куплен домен и начиналось его продвижение. «Ѕлэк ‘райдэй» к этому моменту организовала уже три распродажи под этим именем, уточнили в компании, отказавшись от дальнейших комментариев. ¬ претензии коллегам «Ѕлэк ‘райдэй» потребовала прекратить использование бренда и выплатить компенсацию в размере 500 тыс. рублей. ѕозже правообладатель обратилс€ в суд: в исковом за€влении, кроме требовани€ остановить использование торгового знака, указан и новый размер компенсации за причиненный ущерб — 1,5 млн рублей. ƒело назначено к рассмотрению 13 €нвар€.

»з документов ‘ј— следует, что ј »“ считает сочетание «черна€ п€тница» «общеприн€тым названием дн€, следующим за ƒнем благодарени€ (четвертым четвергом но€бр€), которое с 1932 года употребл€етс€ дл€ обозначени€ дн€ начала сезона рождественских распродаж». “акое же название дл€ традиционных но€брьских акций используетс€ в  анаде, ¬еликобритании, ‘ранции, »ндии, ћексике и других странах. ѕри этом нигде больше название «„ерна€ п€тница» не закреплено за каким-либо одним субъектом.

«„ерные п€тницы» в –оссии провод€тс€ с 2008 года, говоритс€ в документах ‘ј—, — в нашей стране их организовывали такие компании, как Sony, Amazon, Ebay и др. √лава Ќациональной ассоциации дистанционной торговли јлександр »ванов подчеркивает, что подобный формат проведени€ распродаж очень пон€тен дл€ потребителей в –оссии.

— ј вот распродажи в праздничные дни — например, 23 феврал€ и 8 марта — пока не пользуютс€ попул€рностью. ѕокупатели к ним еще не привыкли, — заметил он, подчеркнув, что в –оссии, напротив, стали попул€рны стоковые распродажи товаров в €нваре « иберпонедельники».

ќдновременно с этим дл€ всех подобных акций остаетс€ актуальной проблема манипулировани€ скидками, когда ритейлеры поднимают стоимость перед распродажами, а потом выставл€ют существенные скидки, напомнил јлександр »ванов.

ѕо данным ј »“, во врем€ но€брьских акций крупные ритейлеры увеличили продажи по сравнению с обычными дн€ми на 50–​100%, тогда как дл€ средних и небольших магазинов этот показатель достиг 400–600%.

— ¬ пользу прочности позиции за€вител€ — ј »“ — свидетельствует судебна€ практика последних лет, а также позици€, которую ранее занимали ‘ј— и –оспатент по аналогичным спорам. ƒостаточно вспомнить неудачные попытки банка «–усский стандарт» сохранить за собой товарный знак «ѕодарочна€ карта» в 2014–2015 годах, — за€вил «»звести€м» адвокат ¬иктор Ќаумов.

ёрист добавил также, что словосочетание «черна€ п€тница» не обладает различительной способностью, то есть способностью указывать на конкретного производител€ товара или оказывающее услуги лицо, что €вл€етс€ об€зательным критерием товарного знака.

— ћожно предположить, что шансы на успех представителей ј »“ более велики, чем у их оппонентов, — резюмировал эксперт.

ѕо его мнению, сам по себе факт регистрации словосочетани€ в качестве товарного знака не может рассматриватьс€ как абсолютное доказательство отсутстви€ у него общеупотребимого характера.

»сточник: »звести€

—мотри также: »нтернет, ¬ стране

12 €нвар€