Поиск

USD/RUB: 67.18 EUR/RUB: 77.35 BTC/USD: 6488.76

22 сентября : среда

Интервью

Колонка эксперта

Программный код доступа к клиенту

07.06.2016 11:44

Кризис сказался на IT-консультантах неравномерно — при общем снижении интереса к их услугам отдельные сегменты рынка демонстрировали рост, а ряд компаний смогли извлечь преимущества из сложившейся ситуации.


Если говорить о клиентском спросе, больше других пострадали сегменты, связанные с реализацией новых долгосрочных проектов. «Компании не спешат реализовывать инвестпроекты, к которым зачастую относятся и IT-проекты, — рассказывает президент КГ «Борлас» Алексей Ананьин. — Планы переносятся, новые внедрения урезаются по масштабу и функционалу, используются решения более простого уровня и класса».


Компании активно сокращают IT-бюджеты, особенно сильно режут затраты на покупку оборудования и лицензий на зарубежное программное обеспечение, так как именно эти сегменты в первую очередь зависят от валютного курса, говорит управляющий партнер компании AT Consulting Сергей Шилов. «Обслуживание и совершенствование IT-систем, которые оказывают непосредственное влияние на бизнес-процессы компании-заказчика, остаются актуальными, как и прежде, но и на это компании сейчас готовы тратить меньше. А из-за курса на импортозамещение все больше решений разрабатывается на свободном программном обеспечении, которое сегодня в большинстве случаев способно заменить западное ПО», — считает эксперт.


Новые правила игры порождают активный передел рынка. «Основная тенденция на рынке IT-консалтинга — укрупнение игроков, — говорит генеральный директор «Консист Бизнес Групп» Павел Горянский. — Когда в экономике сложная ситуация, перестройка — я, кстати, не считаю то, что сейчас происходит, каким-то кризисом — это новые реалии, новая жизнь, нужно к ним приспособиться. Не у всех это получается, и это толкает рынок к тому, чтобы он консолидировался, — наиболее эффективные компании поглощают бизнес менее эффективных».


Снижение платежеспособного спроса порождает ужесточение конкуренции за клиента и, как следствие, падение цен на услуги консультантов. «Спрос на услуги можно охарактеризовать как стабильный, требования к качеству услуг повышаются, но в целях максимальной экономии бюджетов заказчики занимают жесткую переговорную позицию по ценам, — отмечает Сергей Шилов. — Из-за этого конкуренция между IT-компаниями по большому счету перешла в ценовую плоскость: работы меньше не становится, но делать ее приходится за меньшие деньги».


Отмечают участники рынка и случаи откровенного демпинга, правда, весьма специфического — связанного скорее с недочетами в организации конкурсов, нежели с реальной готовностью участников рынка выполнять работы по заниженным расценкам. «В конкурсах, где нечетко сформулированы какие-либо параметры, не до конца проработана документация, принимает участие огромное количество компаний, которые никто не знает и которые отчаянно демпингуют, — рассказывает Павел Горянский. — Бывали случаи снижения цены в несколько раз от первоначальной. В последнее время был ряд таких конкурсов, которые заказчики приостановили или отменили — у них такое право есть по закону. И их можно понять: очевидно, что такие предложения практически гарантируют некачественное исполнение контракта».


Наиболее востребованные направления на рынке связаны с поддержкой бизнес-процессов и повышением эффективности в краткосрочной перспективе. «Замораживать действительно нужные проекты до бесконечности тоже нельзя, — говорит Алексей Ананьин. — Поэтому мы отмечаем рост объемов услуг по доработке, миграции, развитию информационных систем, реинжинирингу отдельных бизнес-процессов. Это операционный и технологический консалтинг, связанный с улучшением существующей IT-инфраструктуры и поддержкой текущей деятельности. Развитие этих сегментов серьезно поддержало рынок».


На первый план у заказчиков выходит повышение эффективности бизнеса, считает Сергей Шилов: «Компании стараются выжать максимум из оборудования, закупленного ранее, и число заказов на проведение оценки текущего состояния IT-систем и разработку возможных путей их максимальной оптимизации растет».


Требования к самим заказам также меняются. «Конкурсы все больше укрупняются, — говорит Павел Горянский. — По сути, заказчики часто хотят в один конкурс загнать все контракты». Они минимизируют свои усилия с точки зрения процедур, хотят иметь одного подрядчика, который отвечает за результат. Это позволяет получить скидки и минимизировать издержки, уточняет эксперт.

Источник: rbc