ѕоиск
ƒополнительное меню

Ќовости »“-бизнеса дл€ ѕрофессионалов

18 но€бр€ : суббота

»нтервью

 урсы

USD ÷Ѕ –‘ 17/11 59.9898 -0.2592
EUR ÷Ѕ –‘ 17/11 70.704 -0.4681
EUR/USD 17/11 1.1786 -0.0027

»стори€ и тенденции развити€ геоинформационных систем

20.03.2015 12:43

—ергей ўербина, компани€ Esri CISјвтор: —ергей ўербина, заместитель генерального директора Esri CIS.

√лавна€ задача современной геоинформационной системы Ц дать пользовател€м (реальному сектору, органам государственной власти, научным и учебным организаци€м, обществу) эффективное средство планировани€ и управлени€ де€тельностью. —егодн€ трудно найти такую область де€тельности, где в том или ином масштабе ни примен€лись бы √»—, карты, геоданные. Ўирота охвата и разнообразие решаемых с помощью √»— задач стимулируют развитие этой технологии, порождают новые модели и способы ее применени€.

 ак самосто€тельна€ технологи€ геоинформационные системы по€вились в середине 60-х годов прошлого века - раньше, чем клиент-серверные архитектуры или офисные прикладные системы. ƒостаточно долгое врем€, на прот€жении примерно двух дес€тилетий, √»— развивались как нишева€ технологи€, а ее пользовател€ми были в основном крупные добывающие компании, государственные органы и научно-исследовательские организации. ¬ начале 80-х годов в компьютерной отрасли стали происходить серьезные изменени€: началось быстрое проникновение персональных компьютеров, что повли€ло и на геоинформационные системы. ¬ 1982 году компани€ Esri, родоначальник √»—, выпустила первую систему (она называлась ARC/INFO), предназначенную дл€ установки на персональные рабочие станции. Ёто стало толчком к стремительному увеличению числа пользователей и распространению технологии в корпоративном секторе. — этого времени √»— занимает свое место среди прикладных бизнес-систем и начинает играть роль аналитической и исследовательской системы дл€ работы с разнородными пространственными и бизнес-данными.

ѕо€вление и распространение в 90-е и 2000-е годы клиент-серверных, а затем и веб-технологий, определило по€вление новых парадигм и методов корпоративного использовани€ √»—. ѕо€вились такие пон€ти€ как базы геоданных, серверные √»—, многочисленные интерфейсы к другим прикладным системам.   насто€щему времени карты и геоданные примен€ютс€ во всем мире как крупными, так и небольшими компани€ми. ѕрактически все компании из списка Fortune 500 активно работают с √»—.  орпоративный опрос, проведенный Arc Advisory Group, показал, что 74% компаний считают применение √»— важным дл€ своего бизнеса.

—егодн€ можно выделить несколько основных тенденций развити€ √»—. ѕрежде всего, √»— из отдельной прикладной системы de facto стал платформенным решением уровн€ организации, региона или государства и даже группы стран (как, например, национальные и международные инфраструктуры пространственных данных или отраслевые геоинформационные ресурсы).  омпани€ Esri, первой предложивша€ такой подход, рассматривает √»— как платформу, объедин€ющую программное обеспечение, данные, сервисы, инфраструктуру, которые способны обеспечить пользователей в организации доступом к любому приложению на любом устройстве в любом месте и в любое врем€. ѕомимо поддержки традиционных функций создани€ карт и геообработки данных, √»—-платформа поддерживает новые технологические и организационные возможности, такие как поддержка сервисной модели, работа с √»— через мобильные устройства, онлайн-картографию, самосто€тельное создание и публикацию пользовател€ми нового контента и √»—-сервисов, географический бизнес-анализ и многое другое. ѕлатформенный подход должен также обеспечить организаци€м совместное использование геопространственных данных и карт в пределах групп, подразделений, организаций, а также между организаци€ми и общественностью.

¬о-вторых, статистика показывает, что профессиональные картографы и географы составл€ют сейчас уже меньшую долю среди пользователей, а значит, современна€ √»— должна быть как можно более проста и удобна дл€ специалистов из других областей де€тельности: управленцев, маркетологов, инженеров, проектировщиков и людей других профессий, решающих свои профессиональные задачи. ƒл€ этого разработчики идут по нескольким направлени€м: пишут библиотеки шаблонов и готовых приложений, которые сразу готовы к использованию на √»—-платформе под разные задачи; предлагают инструменты быстрого создани€ кастомизированных приложений из готовых компонентов (примером такого решени€ €вл€етс€ Esri WebApp Builder, с помощью которого даже минимально подготовленный пользователь может скомпоновать собственное веб- или мобильное приложение и опубликовать его в виде сервиса); а также включают в платформу инструменты и API дл€ глубокой кастомизации и разработки уникальных √»—-приложений. Ѕолее того, √»—-платформа предоставл€ет различные средства интеграции с другими корпоративными системами, Ц ERP, BI, CRM, и даже с офисными пакетами. “аким образом, пользователь продолжает работать с привычными ему инструментами, но их возможности расшир€ютс€ за счет функций геообработки, геоанализа и картографического представлени€ данных.

ƒалее, современна€ √»—-платформа базируетс€ на модели предоставлени€ пользовател€м доступа к данным и функци€м √»— в форме сервисов. ѕри наличии качественного контента становитс€ возможным на практике реализовать сервисную модель дл€ большинства пользовательских задач, таких как построение маршрутов, сбор "полевых" данных, выбор оптимального места дл€ открыти€ новой торговой точки или определение зон обслуживани€ логистического центра. “акую архитектуру можно строить как внутри организации, так и использовать внешние √»—-ресурсы, например, ArcGIS Online.Ѕлагодар€ этому те задачи, дл€ решени€ которых нужно было разворачивать собственную »“-инфраструктуру и устанавливать серверные и настольные приложени€, теперь можно выполн€ть в тонком клиенте, в облаке. Ёто делает √»— существенно более доступной технологией и способствует распространению √»— в новые сектора, в том числе в торговлю, банковский сектор, строительство и т.д.

≈ще одной значимой тенденцией стал выход √»— в системы реального времени: управление производством, диспетчерские системы, системы реагировани€ на нештатные ситуации и пр. √»— получает информацию с автономных датчиков, потоковых сервисов данных, из ј—”“ѕ и пр., что дает возможность строить более точные, пространственно прив€занные модели, сокращать врем€ на устранение сбоев, сокращать лишние затраты на техническое обслуживание и ремонт. Ёто особенно важно дл€ крупных, территориально распределенных промышленных, энергетических и других объектов.

Ќеобходимо выделить также и растущие возможности √»— при работе с различными типами данных, такими, например, как спутниковые и аэрофотоснимки, данные лазерного сканировани€, 3D и другие. ≈сли дл€ их обработки требовалось примен€ть специализированные программные продукты, то теперь больша€ часть работы может быть выполнена средствами √»—, включа€ автоматизированную обработку сотен тыс€ч снимков, обработку в режиме онлайн, создание на основе снимков законченных бизнес-приложений или одновременную работу с 2D- и 3D-представлени€ми.

ѕотребность предпри€тий в √»— посто€нно растет. » одна из главных причин заключаетс€ в том, что √»— стал важным инструментом управлени€, снижающим издержки и повышающим эффективность работы в самых разных отрасл€х. ћногие российские предпри€ти€ переживают сейчас т€желые времена и вынуждены сокращать инвестиции, в том числе и в технологии. Ќо даже в услови€х кризиса выбор той или иной тактики и стратегии поведени€ должен основыватьс€ на тщательном анализе реальной ситуации и рассмотрении всех возможных сценариев. √»— €вл€етс€ именно той технологией, котора€ поможет прин€ть правильное управленческое решение в каждом конкретном случае. ¬ конечном итоге, потребность отечественных предпри€тий в геоинформации и инструментах дл€ работы с ней мало зависит от текущей конъюнктуры, поскольку базируетс€ на ощутимой практической пользе, которую принос€т √»—.

»сточник: @Astera

20 марта