Поиск

USD/RUB: 61.55 EUR/RUB: 76.09 BTC/USD: 8162.99

19 мая : четверг

Интервью

Колонка эксперта

История и тенденции развития геоинформационных систем

20.03.2015 12:43

Сергей Щербина, компания Esri CISАвтор: Сергей Щербина, заместитель генерального директора Esri CIS.


Главная задача современной геоинформационной системы – дать пользователям (реальному сектору, органам государственной власти, научным и учебным организациям, обществу) эффективное средство планирования и управления деятельностью. Сегодня трудно найти такую область деятельности, где в том или ином масштабе ни применялись бы ГИС, карты, геоданные. Широта охвата и разнообразие решаемых с помощью ГИС задач стимулируют развитие этой технологии, порождают новые модели и способы ее применения.


Как самостоятельная технология геоинформационные системы появились в середине 60-х годов прошлого века — раньше, чем клиент-серверные архитектуры или офисные прикладные системы. Достаточно долгое время, на протяжении примерно двух десятилетий, ГИС развивались как нишевая технология, а ее пользователями были в основном крупные добывающие компании, государственные органы и научно-исследовательские организации. В начале 80-х годов в компьютерной отрасли стали происходить серьезные изменения: началось быстрое проникновение персональных компьютеров, что повлияло и на геоинформационные системы. В 1982 году компания Esri, родоначальник ГИС, выпустила первую систему (она называлась ARC/INFO), предназначенную для установки на персональные рабочие станции. Это стало толчком к стремительному увеличению числа пользователей и распространению технологии в корпоративном секторе. С этого времени ГИС занимает свое место среди прикладных бизнес-систем и начинает играть роль аналитической и исследовательской системы для работы с разнородными пространственными и бизнес-данными.


Появление и распространение в 90-е и 2000-е годы клиент-серверных, а затем и веб-технологий, определило появление новых парадигм и методов корпоративного использования ГИС. Появились такие понятия как базы геоданных, серверные ГИС, многочисленные интерфейсы к другим прикладным системам. К настоящему времени карты и геоданные применяются во всем мире как крупными, так и небольшими компаниями. Практически все компании из списка Fortune 500 активно работают с ГИС. Корпоративный опрос, проведенный Arc Advisory Group, показал, что 74% компаний считают применение ГИС важным для своего бизнеса.


Сегодня можно выделить несколько основных тенденций развития ГИС. Прежде всего, ГИС из отдельной прикладной системы de facto стал платформенным решением уровня организации, региона или государства и даже группы стран (как, например, национальные и международные инфраструктуры пространственных данных или отраслевые геоинформационные ресурсы). Компания Esri, первой предложившая такой подход, рассматривает ГИС как платформу, объединяющую программное обеспечение, данные, сервисы, инфраструктуру, которые способны обеспечить пользователей в организации доступом к любому приложению на любом устройстве в любом месте и в любое время. Помимо поддержки традиционных функций создания карт и геообработки данных, ГИС-платформа поддерживает новые технологические и организационные возможности, такие как поддержка сервисной модели, работа с ГИС через мобильные устройства, онлайн-картографию, самостоятельное создание и публикацию пользователями нового контента и ГИС-сервисов, географический бизнес-анализ и многое другое. Платформенный подход должен также обеспечить организациям совместное использование геопространственных данных и карт в пределах групп, подразделений, организаций, а также между организациями и общественностью.


Во-вторых, статистика показывает, что профессиональные картографы и географы составляют сейчас уже меньшую долю среди пользователей, а значит, современная ГИС должна быть как можно более проста и удобна для специалистов из других областей деятельности: управленцев, маркетологов, инженеров, проектировщиков и людей других профессий, решающих свои профессиональные задачи. Для этого разработчики идут по нескольким направлениям: пишут библиотеки шаблонов и готовых приложений, которые сразу готовы к использованию на ГИС-платформе под разные задачи; предлагают инструменты быстрого создания кастомизированных приложений из готовых компонентов (примером такого решения является Esri WebApp Builder, с помощью которого даже минимально подготовленный пользователь может скомпоновать собственное веб- или мобильное приложение и опубликовать его в виде сервиса); а также включают в платформу инструменты и API для глубокой кастомизации и разработки уникальных ГИС-приложений. Более того, ГИС-платформа предоставляет различные средства интеграции с другими корпоративными системами, – ERP, BI, CRM, и даже с офисными пакетами. Таким образом, пользователь продолжает работать с привычными ему инструментами, но их возможности расширяются за счет функций геообработки, геоанализа и картографического представления данных.


Далее, современная ГИС-платформа базируется на модели предоставления пользователям доступа к данным и функциям ГИС в форме сервисов. При наличии качественного контента становится возможным на практике реализовать сервисную модель для большинства пользовательских задач, таких как построение маршрутов, сбор «полевых» данных, выбор оптимального места для открытия новой торговой точки или определение зон обслуживания логистического центра. Такую архитектуру можно строить как внутри организации, так и использовать внешние ГИС-ресурсы, например, ArcGIS Online.Благодаря этому те задачи, для решения которых нужно было разворачивать собственную ИТ-инфраструктуру и устанавливать серверные и настольные приложения, теперь можно выполнять в тонком клиенте, в облаке. Это делает ГИС существенно более доступной технологией и способствует распространению ГИС в новые сектора, в том числе в торговлю, банковский сектор, строительство и т.д.


Еще одной значимой тенденцией стал выход ГИС в системы реального времени: управление производством, диспетчерские системы, системы реагирования на нештатные ситуации и пр. ГИС получает информацию с автономных датчиков, потоковых сервисов данных, из АСУТП и пр., что дает возможность строить более точные, пространственно привязанные модели, сокращать время на устранение сбоев, сокращать лишние затраты на техническое обслуживание и ремонт. Это особенно важно для крупных, территориально распределенных промышленных, энергетических и других объектов.


Необходимо выделить также и растущие возможности ГИС при работе с различными типами данных, такими, например, как спутниковые и аэрофотоснимки, данные лазерного сканирования, 3D и другие. Если для их обработки требовалось применять специализированные программные продукты, то теперь большая часть работы может быть выполнена средствами ГИС, включая автоматизированную обработку сотен тысяч снимков, обработку в режиме онлайн, создание на основе снимков законченных бизнес-приложений или одновременную работу с 2D- и 3D-представлениями.


Потребность предприятий в ГИС постоянно растет. И одна из главных причин заключается в том, что ГИС стал важным инструментом управления, снижающим издержки и повышающим эффективность работы в самых разных отраслях. Многие российские предприятия переживают сейчас тяжелые времена и вынуждены сокращать инвестиции, в том числе и в технологии. Но даже в условиях кризиса выбор той или иной тактики и стратегии поведения должен основываться на тщательном анализе реальной ситуации и рассмотрении всех возможных сценариев. ГИС является именно той технологией, которая поможет принять правильное управленческое решение в каждом конкретном случае. В конечном итоге, потребность отечественных предприятий в геоинформации и инструментах для работы с ней мало зависит от текущей конъюнктуры, поскольку базируется на ощутимой практической пользе, которую приносят ГИС.

Источник: @Astera