Поиск

USD/RUB: 62.55 EUR/RUB: 69.86 BTC/USD: 7157.83

16 : понедельник

Интервью

Колонка эксперта

Планета 5G

12.03.2015 14:21

В Россию приходит самый быстрый беспроводной интернет — Wi-Fi 5G. Эта технология предлагает гигабитные скорости доступа. В чем суть инновации, какую выгоду из нее извлекает пользователь, а какую — инвесторы, разбирался корреспондент «Денег».


Мобильные россияне


Впервые в России доступ к высокоскоростному Wi-Fi нового стандарта 802.11ac (5G) был открыт в декабре прошлого года — бесплатные публичные сети заработали в двух торгово-развлекательных центрах «Планета» (ими управляет компания «РосЕвроДевелопмент») в Новокузнецке и Красноярске. Проект реализован компанией Future Technologies («Реклама-Маркет»). В этом году совместно с партнерами Future Technologies запустит еще более десяти публичных сетей Wi-Fi 5G по всей стране — в Москве, Краснодаре, Новосибирске, Уфе, Ростове-на-Дону, Барнауле, Иркутске и других городах.


«В регионах, где расположены наши торговые центры, LTE пока нет, и технология Wi-Fi — единственный способ обеспечить посетителей быстрым мобильным интернетом»,- говорит IT-директор компании «РосЕвроДевелопмент» Денис Водяников. Скорости, которую обеспечивают точки доступа Wi-Fi 5G (в проекте используется оборудование компании Motorola Solutions), достаточно, чтобы десятки тысяч пользователей одновременно могли смотреть потоковое видео самого высокого качества, находясь при этом в одном месте.


Еще год назад фонд «Общественное мнение» насчитал в России более 66,5 млн человек старше 18 лет, которые хотя бы раз в месяц выходили в интернет. При этом более 53 млн россиян пользуются интернетом каждый день. По данным сервиса «Яндекс.Метрика», более 40% жителей крупных российских городов (с населением более 100 тыс. человек) для выхода в сеть используют мобильные гаджеты — смартфоны и планшеты. По оценке TNS, с декабря 2012 по декабрь 2013 года месячная аудитория мобильного интернета в России увеличилась на 50% — это уже более 25 млн пользователей старше 12 лет в крупных городах. Самые высокие темпы роста демонстрируют Урал (почти 70%) и Москва (более 60%).


«Благодаря распространению смартфонов и планшетов, число интернет-пользователей в России растет в геометрической прогрессии. За выходные через крупный торговый центр проходят более 150 тыс. человек. Мобильный интернет и сети Wi-Fi прежних поколений с такой нагрузкой не справляются»,- говорит гендиректор компании Future Technologies Владислав Назаренко.


Технология доступа


Технология Wi-Fi получила широкое распространение в 1997 году, когда был представлен протокол 802.11, однако тогда максимальная скорость не превышала 2 Мбит/c. Спустя два года (с вводом в эксплуатацию протокола 802.11b) этот показатель вырос до 11 Мбит/c. Оборудование третьего поколения Wi-Fi подняло планку до 54 Мбит/c, четвертого — до 600 Мбит/c. Wi-Fi 5G предлагает гигабитные скорости. Для сравнения, скорость загрузки данных в сетях LTE, которые относятся к четвертому поколению мобильной связи, едва превышает 300 Мбит/c.


Беспроводное оборудование промышленного класса Motorola Solutions, которое Future Technologies использует в своих проектах, обеспечивает одновременное вещание на частотах 2,4 и 5 ГГц. «Из-за того что на частоте 2,4 ГГц работает огромное количество точек доступа, этот радиоресурс чрезмерно зашумлен — сегодня его уже очень трудно использовать для обеспечения качественного канала»,- объясняет Александр Пушкарев, гендиректор компании OM-ID, которая занимается установкой сетей для Future Technologies.


В 2013 году международная организация Wi-Fi Alliance, объединяющая крупнейших производителей компьютерной техники и беспроводных устройств Wi-Fi, выбрала новый частотный диапазон — 5 ГГц. Здесь меньше длина волны, и конфликта с другими сетями не будет. Это, правда, требует установки большего количества оборудования, зато мы имеем более широкий диапазон непересекающихся каналов и, соответственно, более высокую скорость передачи данных.


«Беспроводные локальные сети эволюционируют, и сейчас они уже, по сути, обладают искусственным интеллектом — подстраиваются под изменяющиеся условия и реконфигурируются в режиме реального времени»,- говорит Александр Пушкарев из OM-ID. Для обеспечения доступом в интернет десятков пользователей необходима одна конфигурация сети, для сотен — другая, для комфортной работы тысяч абонентов — третья. Кроме того, объясняет эксперт, интеллектуальная сеть Wi-Fi способна в автоматическом режиме избегать помех, создаваемых другими локальными сетями, в тех же торговых центрах, где состояние радиоэфира постоянно меняется, это качество является особенно ценным.


В основе оборудования, которое использует OM-ID,- чипы компании Broadcom, ведущего мирового производителя, которому, кстати, принадлежит торговая марка Wi-Fi 5G. Чипы Broadcom или аналогичные им уже устанавливаются в современные устройства компании Apple и других ведущих производителей.


«Технические характеристики нового поколения нашего смартфона соответствуют самым современным стандартам, и кроме прочего YotaPhone 2, конечно, поддерживает Wi-Fi 5G,- рассказывают в компании Yota Devices.- Хотя скорость мобильного интернета LTE достаточно высока, зона покрытия и качество приема не всегда соответствуют ожиданиям пользователей. Существует много сценариев, которые предполагают наличие надежного соединения, поэтому технология Wi-Fi, по нашему мнению, продолжит развиваться».


Интернет для покупок


Ключевые партнеры Future Technologies — крупнейшие операторы связи, которые в рамках рекламного контракта предоставляют надежный высокоскоростной беспроводной интернет. Владислав Назаренко объясняет, что оператор рассматривает торговые центры, через которые ежедневно проходят десятки тысяч обладателей современных гаджетов, как своего рода шоу-румы — пользователи получают возможность бесплатно пользоваться интернетом на скорости, с которой они прежде, скорее всего, никогда не сталкивались.


Каждые полчаса интернет-сессия прерывается для трансляции рекламы оператора, и пользователи, заинтересованные в подключении, могут оставить заявку в один клик — номер телефона, согласно недавним изменениям в российском законодательстве, они сообщают еще при регистрации в сети.


Стоимость запуска каждого проекта — примерно $1 млн. Рекламный контракт с оператором покрывает лишь стартовые издержки — установку оборудования и поддержание работы сети в первое время после запуска. В дальнейшем, рассказывает Владислав Назаренко, сети начнут себя окупать за счет использования беспроводного интернета в качестве инновационного рекламного инструмента. «Wi-Fi 5G не только позволяет просматривать видео высочайшего качества онлайн, полноценно пользоваться любыми данными, загруженными в облако, но также дает возможность с точностью до метра определять, где находится пользователь. Эта особенность открывает широкие возможности для разработки новых сервисов, которые могут использовать, например, ритейлеры»,- говорит директор по продуктовому маркетингу Broadcom Майкл Пауэлл.


Арендаторы торгового центра смогут транслировать в сети рекламу, предлагать подключенным к сети абонентам электронные купонные и дисконтные программы (подробнее о механике их работы читайте на стр. 60). «Мы обсуждаем совместные маркетинговые акции, в которых могли бы принять участие наши арендаторы. Интернет — это большая площадка: мы можем предложить клиентам навигационный сервис, оповещать их об акциях и других событиях»,- говорит Денис Водяников.


«Сеть может стать удобным инструментом взаимодействия покупателей и торговых площадок, обеспечивая посетителей нужной информацией в нужный момент, картой торгового центра с удобной навигацией, сообщать о наличии специальных предложений,- рассказывает Александр Пушкарев.- Кроме того, торговый центр получает возможность подключать оборудование для трансляций на мониторы, организовывать мобильные рабочие места, проводить интерактивные праздники без каких-либо ограничений по скорости».


«Ритейлеры всегда будут заниматься программами лояльности. Классические программы, построенные на предоставлении скидок в обмен на покупки, в последнее время буксуют,- рассказывает Егор Ваганов, эксперт в сфере ритейл-маркетинга, ранее — директор по маркетингу M. H. Alshaya Co.- В ближайшие годы будут развиваться коммуникации, построенные, например, вокруг рекомендаций — клиенты смогут получать вознаграждение в обмен на «лайки» и «шеры» в социальных сетях».


Идея создания канала коммуникации с клиентами на основе свободного доступа к беспроводной сети в общественном месте не является ноу-хау Future Technologies, однако до сих пор подобные проекты запускались на оборудовании второго и третьего поколений с использованием бытовых роутеров: при увеличении нагрузки на сеть такое оборудование пасует — скорость заметно падает, связь то и дело прерывается. Сеть Wi-Fi 5G может эффективно и качественно обслуживать фактически любое количество посетителей.


Российская розница переживает не лучшие времена. Еще в 2013 году, по оценке Европейского совета экспортеров текстиля (EFTEC), рост здесь фактически остановился, и от 2014 года ритейлеры ничего хорошего не ждали и при прежнем курсе рубля. В ответ на вопрос, каково это — запускаться в кризис, Владислав Назаренко из Future Technologies говорит, что, как раз когда ритейлеры вынуждены бороться за выживание, нестандартные маркетинговые инструменты должны быть особенно востребованы.

Источник: Коммерсантъ